Отели, заправки и другая зарубежная недвижимость, которую покупают состоятельные россияне

Отели, заправки и другая зарубежная недвижимость, которую покупают состоятельные россияне

Марина Шалаева

Директор по зарубежной недвижимости Knight Frank

После кризиса предпочтения россиян при покупке иностранных активов изменились: теперь это не виноградники для красоты, а инфраструктура, которая позволяет заработать до 10% в год

Недавно мы получили запрос от одного из наших постоянных клиентов, который сказал: «я рассматриваю зарубежные инвестиции только в студенческое жилье, супермаркеты и здравоохранение, за ними будущее, и это самая надежная инвестиция». Под объектами здравоохранения имелись в виду дома престарелых в Австрии и Швейцарии, рекреационные центры, клиники в Германии и SPA-отели в Европе.

Действительно, 2-3 года назад мы получали от очень состоятельных людей массу запросов на покупку недвижимости с бюджетами от €5 млн и выше, и их цели были весьма размыты. Клиенты говорили нам: «куплю шале в Альпах, буду отдыхать пару раз в год» или «куплю виноградник во Франции, буду вино производить, да и в целом какой красивый бизнес». Но кризис 2014 года все же сильно повлиял на покупательские предпочтения россиян — сегодня не осталось бесцельных покупок за рубежом, сейчас работают только инвестиции и холодный расчет.

Например, если клиент собирается покупать курортную недвижимость, то в 90% случаев он запросит расчет по аренде. Вопросы «за сколько сдам», «сколько длится сезон», «поможет ли застройщик сдать жилье и найти клиентов» мы слышим практически от каждого покупателя, даже если вилла стоит €10 млн. В случае приобретения замка в Шотландии, поместья в Англии или виноградника в Италии клиент также попросит предоставить расчет и бизнес-план о наиболее эффективном использовании своих владений во время отсутствия хозяина. Владельцы прекрасно понимают, что максимум месяц в году будут пользоваться своей недвижимостью, и всегда рады тому, чтобы актив приносил доход. Например, замки в Шотландии с большими территориями в несколько гектар имеют в своем распоряжении охотничьи домики, инфраструктуру для рыбалки, здания и сооружения, которые можно сдавать в аренду бизнесу или организовывать в нем мероприятия и свадьбы. Сейчас многие зарубежные застройщики элитных проектов поймали этот тренд и готовы даже гарантировать доходность от 5% на 5-10 лет, чтобы покупатель если не заработал на своем объекте, то как минимум покрыл расходы на его содержание.

Читайте также  Несмотря на то, что за первые три месяца 2011 года темпы роста числа «проблемных» объектов недвижимости в среднем по Европе несколько снизились, рынки недвижимости многих стран, в связи с повышением процентных ставок, столкнулись с новыми трудностями. Эксперты довольно пессимистичны в своих прогнозах на второй квартал.

Примеры доходности различных объектов зарубежной недвижимости:

Объект: пятизвездочный отель на 70 номеров, расположенный на первой линии в Лимассоле

Стоимость: €22 млн

Доходность: 6-8% в год

Объект: супермаркет в Германии (Берлин, Гамбург или других городах)

Стоимость: €2-3 млн

Доходность: 5-8%

Объект: нескольких квартир площадью 50-70 кв. м в строящемся доме в центре Лондона, рядом с Лондонской школой экономики

Стоимость: £1,2-1,5 млн

Доходность: 3-4%, потенциал роста стоимости объекта на 10-15% по окончании строительства

Переориентация потребителей на инвестиционные проекты привело к буму запросов на зарубежные курортные отели, пансионаты, готовый бизнес, рестораны, студенческое жилье, бензозаправки, автосалоны, фитнес-центры. Особенно популярны такие активы в Германии, Великобритании, Франции, Италии, Испании, на Кипре. Также клиентами востребована покупка бизнеса на курорте, когда собственник может контролировать его, совмещая с отдыхом. Доходность этих альтернативных жилью инвестиций составляет 5-10% и выше.

Мы отмечаем высокий интерес клиентов к покупке вилл с причалом, которые очень удобны с точки зрения логистики и отдыха. За последние пару лет подобные проекты появились на Кипре и в Черногории, в них есть свой пляж, рестораны, инфраструктура. В этих странах содержать яхту намного дешевле, чем в том же Монако, а при проекте есть вся инфраструктура для обслуживания лодок. Кроме того, сейчас мы наблюдаем потребительский бум на паспортные программы Кипра и Мальты. Чтобы получить гражданство, инвестору достаточно купить жилую или коммерческую недвижимость с бюджетом от €2 млн — к объектам с этой стоимостью относятся апартаменты в Лимассоле или курортной Айа-Напе, отель или офис в Никосии, ресторан или кофейня в Ларнаке. Клиенты охотно участвуют в этих программах ради будущего своих детей — паспорт Евросоюза дает человеку возможность жить, учиться и работать в Европе. Также многие бизнесмены получают, например, кипрский паспорт, чтобы стать резидентами острова и значительно экономить на налогах для своей компании, например, недавно несколько наших клиентов переместили свои офисы в эту страну.

Читайте также  Сравнив популярные курортные направления Европы, аналитики постановили: инвестировать в немецкие побережья и в жилье в Турции выгоднее всего. В других странах недвижимость у моря, за исключением элитных объектов, сильно пострадала от кризиса и продолжает падать в цене.

На мой взгляд, на переориентацию инвестиционного спроса повлияли резкие скачки валют и кризис, во время которого покупатели более активно задумались о диверсификации вложений и возможности получения дополнительно дохода, а также о грамотном структурировании портфеля и сохранение средств. Многие клиенты «обожглись», «инвестируя» в свое время в Дубай, Черногорию или Болгарию и остались с неликвидом, который тщетно пытаются продать, поэтому сейчас настало время вдумчивых инвестиций.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий